Главная · Статьи · Туристические сайты · Контакты 19 Декабря 2018, 05:32:27
Навигация
Главная
Как доехать
Гостиницы
Северный склон
Южный склон
Гора Кукисвумчорр
Хибины Сноу Парк
Кафе Кировска
Ботанический сад
Микрорайоны
Времена года
Контакты
Прокат на Южном
Цены в Exel скачать

Новые статьи

Кольский полуостров

Кольский полуостров-2

Кольский полуостров-3

Кольский полуостров-4

Объявления
Друзья сайта
Поездка в Ригу

Строительство железной дороги и основание города Мурманска
В 1914 году началась мировая империалистическая война. Россия очень скоро стала испытывать не достаток оружия и боеприпасов. Царское правительство заказало в Англии, Франции и США большое количество военного снаряжения.

Встал вопрос: куда его доставлять? Доступ в Черное море закрыли турки, в Балтийское — немцы, Владивосток находился слишком далеко от фронта, а Архангельский порт надолго замерзал.
Для сношений с союзниками удобнее всего оказался Мурманский берег, расположенный сравнительно близко к странам Запада и доступный (благодаря Гольфстриму) для судов круглый год.

Царское правительство решило немедля строить на Мурмане торговый порт и провести к нему от Петрозаводска железную дорогу.

Путь протяженностью в 1054 километра предстояло проложить в самые сжатые сроки и в невероятна трудных условиях — в почти безлюдной местности, за тысячи верст от баз снабжения, в обстановке военной разрухи, в крае с суровым климатом, тяжелым-грунтом и сложным рельефом (скалистые горы, болота, реки). Прежде чем приступить к прокладке железнодорожного полотна, необходимо было нанять и доставить к месту строительства тысячи рабочих, обеспечить их жильем и продовольствием, подвезти десятки тысяч тонн грузов.

Сооружение железной дороги на Кольском полуострове началось в июне 1915 года. Первое время на прокладке полотна работало около 4 тысяч человек. Позднее число строителей достигло 10 тысяч. В землянках и бараках отсутствовали элементарные бытовые удобства. Не хватало продовольствия и теплой одежды.

Власти установили на стройке режим жесточайшего принуждения. Ослабевшим и требовавшим улучшения условий труда угрожали военным судом и отправкой на фронт. Надзор за рабочими осуществляли специально завербованные для этой цели горцы Кавказа.. За непослушание наказывали плетьми и штрафами.

Железная дорога строилась без соблюдения технических норм. В среднем ежемесячно прокладывалось 26 километров пути. На участке Мурман—Кандалакша сквозное движение открылось 23 апреля 1916 года. Вся дорога от Петрозаводска до Мурмана была принята во временную эксплуатацию в ноябре 1916 года. Хотя дорога уже начала функционировать, но еще предстояло выполнить работы второй очереди: построить станции, разъезды, водоснабжения, заменить временные сооружения (мосты, некоторые насыпи, жилые здания) постоянными, устранить множество недоделок.

Одновременно в 10 километрах севернее Колы шло строительство порта. Место для него было выбрано весьма удачно. Глубина залива (более 10 метров) позволяла принимать океанские суда. Длинная и пологая береговая полоса давала возможность соорудить десятки причалов. Воды залива к северу от Семеновских островов почти никогда не замерзали (образующийся в отдельные, особенно суровые, зимы тонкий лед большой помехи для судоходства не представлял).

Окрестные сопки защищали рейд от ветров. С востока к порту прилегала обширная территория — довольно ровная, с сухим песчаным грунтом, удобная для строительства жилых зданий. Поблизости имелась хорошая питьевая вода. Удаленность от открытого моря облегчала оборону порта от нападений вражеского флота.

Еще не были построены первые причалы, а из-за границы стали приходить пароходы с оружием и боеприпасами.

Германия, стремясь воспрепятствовать доставке в Россию военных грузов, направила в Заполярье боевые корабли. Они ставили на морских путях мины, топили транспортные суда и обстреливали населенные пункты Мурманского берега.

Морскому ведомству пришлось прислать в северные воды тральщики, миноносцы и крейсеры, постам вить у входа в Кольский залив артиллерийские батареи и сетевые заграждения, разместить в городе Александровске и его окрестностях флотские команды.

Из судов, собранных для защиты побережья и конвоирования транспортов, в июне 1916 года была сформирована Флотилия Северного Ледовитого океана. Ее состав пополнялся кораблями с Тихого океана. 26 июля прибыли миноносцы «Грозовой» и «Властный», 17 ноября — крейсер «Варяг», 3 января 1917 года — линкор «Чесма» с командой 850 человек.
По договоренности с союзниками на Мурмане находились также силы английского и французского флотов.

Для размещения и обслуживания боевых кораблей в Кольском заливе рядом с торговым портом (там, где сейчас находится рыбный порт) спешно сооружалась временная военно-морская база — пристань, казармы, склады, радиостанция, мастерские, лазарет, электростанция и т. п. Вторая база создавалась в Иокангском заливе.

В ходе строительства железнодорожной станции и депо Мурман, торгового порта и Кольской военно-морской базы возникло несколько поселков, которые правительство решило преобразовать в город. Царские сановники назвали его «Романов-на-Мурмане» — по фамилии Николая II.

Официальное открытие города состоялось 21 сентября (по новому стилю — 4 октября) 1916 года в присутствии многочисленного начальства, представителей печати и почти всего местного населения.
На проекте город имел четкую, красивую планировку проспектов, улиц, площадей и скверов. Таким его хотели видеть в будущем инженеры-строители.

Пока же близ порта и железнодорожной станции в беспорядке стояли разнотипные строения — бараки, казармы, избы, землянки, будки, сараи.

К весне 1917 года в Романове-на-Мурмане насчитывалось более 10 тысяч жителей, тогда как в остальных: городах — Коле и Александровске — по 1 тысяче в каждом.
4 марта 1917 года трудящиеся Мурмана узнали о победе Февральской революции. Пала ненавистная народу романовская монархия. С 3 апреля 1917 года город Романов-на-Мурмане стал называться Мурманском.

Погода
Логин
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Рейтинг
Member of skinet topsites



Карта сайта
Copyright © 2008