Главная · Статьи · Туристические сайты · Контакты 21 Апреля 2018, 00:50:25
Навигация
Главная
Как доехать
Гостиницы
Северный склон
Южный склон
Гора Кукисвумчорр
Хибины Сноу Парк
Кафе Кировска
Ботанический сад
Микрорайоны
Времена года
Контакты
Прокат на Южном
Цены в Exel скачать

Новые статьи

Кольский полуостров

Кольский полуостров-2

Кольский полуостров-3

Кольский полуостров-4

Объявления
Друзья сайта
Поездка в Ригу

Культура населения Кольского полуострова
В Поморье среди русского населения была довольно широко распространена грамотность. Занятие торговлей требовало умения вести записи, делать математические расчеты, составлять письменные договоры, прошения в государственные учреждения и другие деловые бумаги. Грамота требовалась и при исполнении всяких служб — в должности старост, сборщиков податей, продавцов казенного вина. Поэтому поморы стремились стать грамотными.
Поскольку правительство не заботилось об образовании простого народа, зажиточные поморы сами нанимали учителей (дьячков или грамотных крестьян) и устраивали школы на дому.

Поморы часто совершали далекие плавания, бывали в разных местах, общались с людьми, приезжавшими из Москвы и других крупных городов центра России. Встречи с иностранными моряками и купцами позволяли им знакомиться с происходящими в мире событиями, расширяли кругозор и давали возможность заимствовать технические изобретения Западной Европы (навигационные приборы, часы, зрительные трубы, ружья новейшего образца).

Среди поморского населения обращалось немало рукописных книг. Сохранился, в частности, «Варзужский сборник», составленный во времена Бориса Годунова. В нем — 285 листов. Помимо сочинений на религиозные темы, в книге содержатся повести о нашествии Батыя на Рязань, о защите Пскова от войск Стефана Батория в 1581—1582 годах, рассказы об устройстве мира, календаре, наставления, как надо жить, изречения и пословицы.

Рукописные книги зачастую иллюстрировались рисунками и украшались узорами.
При монастырях имелись библиотеки. В Кандалакшском насчитывалось 158 книг, среди них — две грамматики, летопись, Соборное Уложение (свод законов 1649 года). В Печенгском — 59 книг, в том числе хронограф (сочинение по всемирной истории).

Терские поморы знали много устных произведений: былин, сказок, преданий, бывальщин, песен. Их рассказывали и пели в длинные зимние вечера на посиделках, когда при свете тусклого огонька женщины пряли пряжу и плели сети, на промыслах в ожидании подхода рыбы, в плаваниях по морю — всякий раз, когда людям надо было скоротать время.

Саамы на досуге любили рассказывать легенды и сказки. В песнях и преданиях они прославляли богатырей, защищавших родную землю.
Саамские мастерицы умели искусно украшать оленью сбрую, головные уборы, обувь и одежду, используя цветное сукно, жемчуг, бисер, серебряные и оловянные проволочки. Художественное шитье саамов самобытно. Оно отражало национальные особенности и вековые традиции этого народа.

Поморье славилось мастерами судостроения. Кольские плотники наладили производство шняк — больших лодок, приспособленных для ярусного лова рыбы артелью из четырех человек. Шняка изготовлялась быстро и стоила недорого.

Кольские градостроители по поручению Петра I в 1700—1706 годах почти полностью обновили укрепления Кольского острога. Они возвели более мощные, чем прежде, стены, углубили рвы, срубили пятиярусные башни.

Талант строителей ярко проявился в церковной архитектуре. До наших дней в селе Варзуге сохранилась шатровая Успенская церковь, построенная мастером Климентом в 1674 году. Высота ее 34 метра. Храм сооружался без гвоздей и скоб, с помощью топора и долота, но сделан очень прочно. Чтобы здание не гнило, между бревен клали бересту. Водостоки и покатые кровли обеспечивали быстрый стёк влаги. Церковь удивительно красива и стройна.

Другим выдающимся памятником деревянного зодчества являлся девятнадцатиглавый Воскресенский: собор в Коле (построен в 1681—1684 годах, сожжен англичанами в 1854 году). Он имел высоту 37 метров.

Зажиточные поморы строили себе просторные и светлые дома, обычно в два этажа: нижний (подклет) использовался для хозяйственных нужд, верхний — для жилья. Бытовые вещи — прялки, зыбки, вальки, санки, коромысла — украшались резьбой и росписью, концы полотенец — вышивками.

Народ, несмотря на бедность и приниженное положение, не утратил жизнелюбия и стремления к красоте. Население Кольского края, создав оригинальные произведения искусства, внесло свой вклад в развитие русской культуры.

В XVII — первой половине XVIII века в Кольском крае продолжали развиваться рыбные и зверобойные промыслы. У саамов возникло продуктивное оленеводство. Если раньше они разводили оленей только для транспортных нужд, то теперь — чтобы получать мясо и шкуры. У некоторых саамов появились целые стада оленей. Таким образом, саамы сделали важный шаг к созданию производящего хозяйства.

Народные массы активно боролись с классовыми врагами. Однако правительство, державшее в крае большие военные силы, сравнительно легко подавляло антифеодальные выступления. Народ продолжал жить в нужде и бесправии. Но борьба с угнетателями все же несколько ограничивала степень эксплуатации трудящихся.

Население Поморья имело своеобразную культуру, основой которой являлась культура древнего Новгорода. На Терском берегу сохранялись былины, исторические песни и предания. Здесь шире, чем среди крепостного населения центра, распространена была грамотность. В монастырях и домах поморов переписывались книги.

Поморы были замечательными строителями судов и зданий.

Памятником мирового значения является Успенская церковь в селе Варзуге.
Торгово-промышленное население Поморья постоянно общалось с жителями внутренней России и Западной Европы, не знало над собой помещичьей власти. Вследствие этого оно не отставало в культурном развитии от населения центра России, а в некоторых отношениях даже превосходило его.
Погода
Логин
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Рейтинг
Member of skinet topsites



Карта сайта
Copyright © 2008