Главная · Статьи · Туристические сайты · Контакты 19 Июля 2018, 04:58:03
Навигация
Главная
Как доехать
Гостиницы
Северный склон
Южный склон
Гора Кукисвумчорр
Хибины Сноу Парк
Кафе Кировска
Ботанический сад
Микрорайоны
Времена года
Контакты
Прокат на Южном
Цены в Exel скачать

Новые статьи

Кольский полуостров

Кольский полуостров-2

Кольский полуостров-3

Кольский полуостров-4

Объявления
Друзья сайта
Поездка в Ригу

Положение трудящихся в 17-18 вв.
Трудовое население Кольского полуострова — посадские люди и черносошные крестьяне — несло множество феодальных повинностей, которые в целом назывались «государевым тяглом». Сюда входили как денежные (дани и оброки с угодий, подворная подать), так и натуральные повинности (городовое дело — заготовка лесоматериалов, строительство и ремонт острога; ямская гоньба — содержание дорожных станций, возчиков, наем подвод и оленей для перевозки грузов и пассажиров; казенные службы — сбор государевых доходов: таможенных, кабацких, десятинных, явочных и прочих денег).

Кроме того, посадские люди и тяглые крестьяне платили промысловую десятину (стоимость десятой части добытой рыбы и жемчуга), таможенные пошлины (при продаже продуктов промысла), явку (за выход на тресковые и зверобойные промыслы) и мирские расходы (деньги на содержание земской избы, сторожей, писарей и на посылку челобитчиков).

Нисколько не лучше жилось и крестьянам духовных вотчин в Варзуге и Умбе. Они отдавали феодальным владельцам за пользование промысловыми угодьями около половины добытой продукции, а за сенокосы и леса платили оброк — «празгу», которая часто заключалась в каком-либо «изделье» (например, в прядении из монастырской пеньки 1—2 пудов пряжи на изготовление сетей).

Монастырские приказчики распоряжались крестьянами как крепостными. Варзужане писали про «старца» (монаха) Ипполита, что он требует с них «двойную празгу с гостинцами (то есть — подарками)... а кого похочет взять, и, взяв на монастырский двор, бьет без дела».

В несколько ином положении находились стрельцы. Правительство хотело сделать их опорой своего господства в крае и предоставило им ряд льгот и преимуществ. За службу они получали от государства денежное и хлебное жалованье. Но его обычно не хватало на жизнь.

Большинство стрельцов занимались физическим трудом — ходили на мурманские рыбные промыслы, плотничали, портняжили. За пользование угодьями они платили подати. Жалованье стрельцы и пушкари никогда не получали полностью: часть его шла на подношения воеводе, содержание полковой канцелярии и другие расходы.

Командиры заставляли подчиненных за ничтожную плату ловить рыбу, заготовлять дрова и сено, выполнять работы по дому.

Это сближало рядовую массу военнослужащих с тяглым населением и побуждало ее зачастую выступать совместно с посадскими людьми против общих притеснителей.

Кроме феодальных владельцев — государства и монастырей, на шее трудового народа сидели другие угнетатели: царские чиновники, сборщики податей, служители церкви, купцы и сельские богатеи — владельцы промыслов, ростовщики и скупщики.

В особенно приниженном положении находилась беднота, не имевшая средств для организации собственного промысла. В зимнее время, когда не было никаких заработков, бедняки-поморы брали у богачей муку и другие продукты, обязуясь отработать долг на предстоящих промыслах. Способ найма людей путем закабаления назывался покрутом, а самих работников, опутанных долгами, называли покрученниками.

Отработав долги, покрученники оставались без средств существования и вынуждены были снова идти к богачу за ссудой на тех же условиях.

Из года в год, из поколения в поколение обедневшие люди работали покрученниками на своих хозяев. Они зависели от богачей не только экономически, но и лично. Находясь в безысходной кабале, покрученники должны были и в непромысловое время безропотно исполнять волю хозяев, прислуживать и угождать им, иначе богач мог отказать в выдаче очередной ссуды и обречь на голод и лишения.

Трудовые массы стонали от тяжелой эксплуатации: и произвола властей. В челобитной, поданной царю в 1667 году, посадские люди Колы писали, что они от чрезмерных поборов и казенных работ «разорились совсем и подать платить стало нечем... днем стоят на правеже, а ночью сидят в тюрьме и помирают голодною смертью».

Иокангские саамы в 1642 году жаловались, что к ним по нескольку раз в год приезжают из Кольского острога сборщики податей и «бьют их на правеже немерно... и, связав, мечут зимою на мороз, а летом сажают на ледники», требуя повторной уплаты дани, а себе подарков.

Когда феодальный гнет и притеснения властей становились невыносимыми, трудящиеся поднимались на борьбу.


Примечание: Правёж — способ взыскания платежей путем истязаний (битьем палками, лишением пищи и т. п.).
Погода
Логин
Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Рейтинг
Member of skinet topsites



Карта сайта
Copyright © 2008